«Пока ты молодой, старшеклассник, студент —все возможности в твоих руках»

Денис Ефремов — основатель и генеральный директор компании «Стратонавтика», чье основное направление работы — запуск стратостатов и космических спутников в стратосферу. В прошлом IT-специалист, спасатель МЧС, оператор беспилотников, Денис помогает осуществить смелые космические проекты школьникам и студентам. Своим примером он доказывает: чтобы сделать карьеру мечты, достаточно по-настоящему любить свое дело и не бояться работы. Редакция «Нау» поговорила с Денисом и узнала, как создать собственную компанию и научиться претворять идеи в жизнь.

Денис, расскажите, чем вы сейчас занимаетесь.

Я занимаюсь одновременно многими вещами. Официально у меня пять мест работы: Институт ядерной физики МГУ (НИИЯФ), факультет космических исследований МГУ, НИИ парашютостроения, при этом я генеральный директор компании «Стратонавтика» и индивидуальный предприниматель. Основное место работы — «Стратонавтика». Больше десяти лет мы запускаем различные полезные нагрузки в стратосферу, на высоту до 40 километров. Мы осуществили более 150 стратосферных запусков. Сейчас мы разрабатываем космические спутники. Параллельно я участвую в образовательных проектах.

Один из них — «Школьный космический телескоп». Вместе с учениками и выпускниками подольской школы мы строим космический аппарат с телескопом. В гимназии МГУ мы с ребятами строили модель спутника, которую недавно испытали в стратосфере. Сейчас у нас идет отбор на конкурс «Стратосферный спутник», который мы проводим совместно c Роскосмосом. Школьные команды могут подать заявку — придумать интересный проект для спутника, полезную нагрузку или предложить какую-то задачу. Победители выиграют конструктор для сборки модели спутника, который мы поможем запустить в стратосферу.

Чем учебный спутник отличается от обычного?

У обычного спутника есть какая-то прикладная задача, которую нужно решить людям, государству. Часто спутники проводят съемку Земли из космоса. Также можно запустить метеорологический спутник или спутник связи, обеспечивающий интернет или телевидение. Прикладная задача образовательных спутников — научиться их строить. Цель такого спутника — это как раз сломаться в полете, чтобы его создатели поняли, что они сделали не так.

В основном мы запускаем в стратосферу и в космос спутники формата кубсат. Это самый распространенный формат. Такой спутник выглядит как кубик 10 × 10 см. Иногда три или шесть таких спутников-кубиков объединяют. Чаще всего сейчас запускают именно кубсаты. У них образовательные и научные цели. Коммуникационные спутники могут быть массой в тонну, с огромными антеннами, большие, тяжелые, дорогие.

Так выглядит Спутник формата кубсат

Почему вы работаете со школьниками?

Мне хочется годы спустя сидеть перед телевизором и смотреть, как люди покоряют Марс, Венеру, другие звездные системы, отправляют космические аппараты за горизонты нашей Солнечной системы, как-то двигаются в космос. И чтобы это получилось, приходится прикладывать усилия и показывать ребятам, учить, как это можно сделать, увлекать их. Мне хочется, чтобы человечество двигалось дальше в космос, и для этого нужно готовить новых покорителей космоса.

Как вы придумали «Стратонавтику»?

Изначально я и мой друг, учитель астрономии, у которого я занимался в астрономическом кружке, придумали такую штуку. Нам было интересно, как высоко мы сможем поднять камеру, чтобы сфото- графировать космос или Землю с максимально доступной высоты.
Мы придумали технологию, поняли, что можно повесить камеру на метеорологические зонды. Мы разработали свою систему: с камерой, с бортовым компьютером, высотомером, GPS-маячками, и запустили все это. Запустить удалось с первого раза, хотя это было и непросто. Мы выложили результаты в интернет, и к нам обратились ученые — попросили помочь им отправить эксперимент в стратосферу. Мы осуществили запуск, им понравились результаты. Следом к нам обратились рекламщики. Мы снова провели запуск. И вот уже 10 лет, 150 запусков. Я не занимаюсь, рекламой, маркетинговым развитием, люди сами нас находят. У нас получилось много разных направлений. Мы делаем научные запуски, рекламные, испытательные, образовательные — школьники и студенты делают модели спутников, и мы тоже запускаем их в стратосферу.

У вас не было никаких инвесторов, все сделано на свои деньги?

Изначально не было ничего, никаких инвесторов, мы тратили деньги, которые зарабатывали в другой сфере. На данный момент компания сама себя окупает и живет за счет коммерческих запусков. В какой-то момент у нас по- явился инвестор — человек сам захотел вложить средства. Сейчас он является соучредителем компании. Нам также помогали институты, кто-то предоставлял помещения, кто-то давал сотрудников. В принципе, компания развилась практически из карманных денег.

Сколько человек работает в «Стратонавтике»? И какие должности существуют?

Мы — небольшая лаборатория, где сейчас работает около десяти человек. Многое зависит от проектов: есть группа волонтеров, они работают на разных условиях. Иногда к нам приходят на стажировку. В первую очередь компании нужны инженеры, которые умеют 3D-моделировать, работать с 3D-печатью, с фрезеровкой на ЧПУ-станках. Нужны те, кто умеет паять, разводить платы, собирать различную электронику, технику, рассчитывать парашюты, скорости и т. д. Нужны программисты, без них ничего высокотехнологичного сделать не получится. Эти специалисты нужны в любом современном стартапе, компании, в научной или космической отраслях. И всегда нужны менеджеры, которые могут управлять группой людей.

Как попасть на стажировку в «Стратонавтику»?

У нас нет какого-то конкретного входа на стажировку. Иногда нас находят и спрашивают: «Можно к вам?» Иногда кто-то узнает через друзей. Как правило, я соглашаюсь и взаимодействую с абсолютно разными людьми.

Получается, для начала космической карьеры достаточно просто написать, позвонить?

Да. Вообще, для начала любой карьеры — и космической, и любой другой — нужно с чего-то просто начать, сделать первый шаг. Мне кажется, главная проблема людей, которые говорят: «Я хотел бы стать космонавтом, хотел бы стать бизнесменом, миллионером», — в том, что они ничего для этого не делают. Хочешь — бери и становись. Пока ты молодой — старшеклассник, студент, все возможности в твоих руках. Я осознал, что мог стать космонавтом, но я слишком поздно это понял, в 30 лет. Но на самом деле у меня и тогда был этот шанс. А если ты сейчас школьник и выбираешь, куда тебе идти, ты можешь абсолютно все: стать инженером, космонавтом, бизнесменом, миллионером. Конечно, придется тратить много сил и времени, чтобы добиться желаемого. Например, у меня получается, что с моими пятью работами я работаю фактически круглосуточно. Я и засыпаю с мыслями о работе, и выходных практически нет.

Если интересно работать и нравится это, то почему бы и не посвятить работе свою жизнь?

Я считаю, что одна из самых больших революций в моей жизни произошла тогда, когда я ушел с работы, на которой я высиживал и не хотел ничего делать. Я начал заниматься тем, что мне реально было интересно, и с тех пор я не могу перестать. Тогда я ушел в спасатели. Думал, на месяц-другой, но в итоге меня так затянуло, что я про- работал там пять лет. Там нужно работать сутки через четверо. Получается, вы на работе сутки, а четверо — предоставлены сами себе. Можете отдыхать, гулять, сидеть на даче, ездить на рыбалку, а можете работать. И я работал. Начал заниматься разработкой беспилотников. Тогда, 12 лет назад, не было квадрокоптеров, никто не знал, что это такое. Мне удалось собрать один из первых в Москве квадрокоптеров с камерой. Тогда никто не летал, квадрокоптеров на Москву было штуки три. И я собрал для себя. Друзья-киношники узнали, что у меня есть такая штука, пригласили и сказали: «А давай попробуем». Когда они увидели результат, меня начали довольно часто звать на разные съемки. Так, неожиданно, совершенно без плана мое увлечение превратилось в работу, а работа спасателем превратилась почти что в хобби. Параллельно с этим я начал заниматься стратосферными запусками, и они тоже переросли в еще более серьезную работу. В какой-то момент я уже не смог совмещать три любимые работы, пришлось уволиться из МЧС и заниматься чисто инженерной деятельностью, запусками в стратосферу и беспилотниками.

Сейчас «Стратонавтика» планирует запустить новое направление — космический туризм. Как это будет выглядеть? Какие новые должности появятся в связи с этим?

Мы хотим сейчас сделать несколько испытательных полетов, посмотреть, какие ощущения, насколько там сложно, какие будут требования по здоровью, по физической подготовке и т. д. Чтобы это подготовить, требуются все те же инженеры, программисты и, как всегда, стандартные специалисты вроде экономистов, менеджеров. Когда это начнет работать, мы планируем запускать тандемы — когда пилот стратостата прыгает из него вместе с пассажиром. В этом случае потребуются стратонавты-парашютисты или пилоты-стратонавты.

Откуда у вас такой интерес к космосу?

Он точно с детства, мне кажется, он связан с фильмами, которые я смотрел. Вообще, космос меня увлекал всегда, я хотел смотреть в телескопы, изучал звезды, любил космическую фантастику. Другое дело, что я до 30 лет не верил, что этим можно еще и зарабатывать. Мне казалось, что это мне нравится, я это люблю, но где-то далеко, оно не для меня. И только в 30 лет я осознал: «А почему не для меня-то?» Любой человек может. Ты можешь стать космонавтом, инженером — кем угодно! Ты можешь заниматься любимым делом, и это очень здорово.

Источник: Нау (комплексный проект о московской науке для школьников)

Обновлено: 23.01.2024 — 11:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *