30 марта 1894 года родился Сергей Ильюшин, легендарный советский авиаконструктор. Трижды Герой Соцтруда, единственный лауреат семи Сталинских премий, кавалер восьми орденов Ленина, академик АН СССР.
![](https://innozab.ru/wp-content/uploads/2024/04/izobrazhenie-9-1024x576.png)
Легендарный советский авиаконструктор Ильюшин Сергей Владимирович
Его штурмовик Ил-2 в годы войны наводил ужас на фашистов. А в мирное время на его самолетах любили летать члены правительства.
![](https://innozab.ru/wp-content/uploads/2024/04/izobrazhenie-7.png)
Штурмовик Ил-2
13 января 1933 года было образовано опытное конструкторское бюро, которое возглавил Сергей Ильюшин. «Сергей Владимирович тогда еще не был выдающимся конструктором, но отлично разбирался в вопросах авиации и, самое главное, представлял, что он хотел создать вместе со своими молодыми сотрудниками», — рассказывал корреспонденту «РГ» генеральный конструктор ОКБ имени С.В. Ильюшина в 1970-2005 годах, академик, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов.
![](https://innozab.ru/wp-content/uploads/2024/04/izobrazhenie-8.png)
Дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов.
За свою историю «ильюшинская» школа прославилась неповторимым стилем. Было разработано более 200 и создано более 120 типов самолетов разных модификаций.
Марка «Ил» — это без малого почти вековая история успеха знаменитого КБ. Здесь были созданы такие легендарные самолеты, как штурмовик Ил-2, реактивный бомбардировщик Ил-28, пионеры регулярных пассажирских перевозок Ил-12 и Ил-14, транспортник Ил-76 и многие другие машины.
Первенцем КБ стал ЦКБ-26, на базе которого выпускался самолет ДБ-3. Выдающийся летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил на нем легендарный перелет в Америку и установил пять мировых рекордов.
Штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Ил-4 внесли весомый вклад в победу во время Великой Отечественной войны. К слову, Ил-2, самый массовый боевой самолет в истории авиации, получил прозвища «летающий танк» и «черная смерть». Послевоенный Ил-28 стал первым реактивным бомбардировщиком ВВС России, а гражданские Ил-12 и Ил-14 — вышли на регулярные пассажирские авиалинии. Турбовинтовой Ил-18 сделал доступным полеты для граждан нашей страны…
![](https://innozab.ru/wp-content/uploads/2024/04/izobrazhenie-10.png)
Слева направо: летчик-испытатель Владимир Коккинаки, генеральный конструктор Сергей Ильюшин и главный конструктор Виктор Бугайский у самолета ИЛ-18. Фото В. Савостьянов
Ил-62 стал последним самолетом, построенным под непосредственным руководством Сергея Владимировича Ильюшина. И эта крылатая машина стала настоящей вехой в истории отечественного авиастроения.
На самолетах КБ Ильюшина всегда летали члены правительства. Так, Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 — Брежнева. У каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере пассажирских салонов. Хрущев на Ил-18 любил карельскую березу и зеленую обивку, а Брежнев на Ил-62 предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. В президентском авиаподразделении ему на смену пришли Ил-96-300…
Интересные факты из жизни КБ Ильюшина, рассказанные «РГ» Генрихом Новожиловым
- Каждый год с 1 июля конструкторское бюро разом уходило в отпуск. Все вместе. Оставляли только дежурных. Сергей Владимирович считал: люди настолько связаны в работе, что, если кто-то отсутствует, это плохо сказывается и на производительности коллектива. Инженерам и рабочим предоставляли путевки на юг, а возили их к морю заводскими самолетами. Я эту традицию сохранил. Она была полностью оправдана. И новый рабочий год у нас начинался 1 сентября.
- В конструкторском бюро Ильюшина было запрещено курение. Абсолютно. Курил только один человек — летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Если чувствуешь запах: ага, Коккинаки прошел.
- Так же, как и курение, в КБ были категорически запрещены телефонные звонки до обеда. Ильюшин считал, что до обеда — самое творческое, продуктивное время. И занимать его телефонными разговорами просто недопустимо!
Источник: Российская газета