Робот вместо курьера: будущее наступило или еще нет?

Робот-доставщик — это уже реальность. В Китае, Европе, США беспилотные роверы доставляют заказы покупателям. В России такой опыт тоже есть — беспилотных роверов-доставщиков можно встретить в нескольких районах Москвы и других городах. Но насколько их использование выгодно для транспортной компании? Или роботы, доставляющие посылки, только имиджевый ход?

Роботы постепенно завоевывают мир во всех сферах — от медицины до сельского хозяйства и строительства. В логистике роботы тоже применяются довольно широко: это и складские роботы, и роботы-погрузчики, и роботы-курьеры. Последних всё чаще используют на последней миле во многих странах мира.

Например, в Китае роботы-доставщики начали работать в 2017 году. Первыми посылки из онлайн-магазина JD.com с помощью робота получили студенты китайских университетов. Alibaba Group создала сразу несколько роботов-доставщиков. Первый (G Plus) был разработан совместно с компанией Robosense и представлен в 2018 году. Главное отличие от аналогов в том, что он способен узнать заказчика с помощью компьютерного зрения. Второй робот китайского гиганта Xiaomanl уже в первой модификации способен перевозить до 50 посылок одновременно и проходить без подзарядки до 100 км.

На сегодня в Китае уже несколько компаний занимаются производством роботов последней мили. Одна из них — компания MiJia — запустила проект по созданию автономных роботов-курьеров для доставки еды. Согласно отчету компании, в Китае работает уже более 10 тысяч роботов ее бренда.

Догоняет Китай на пути внедрения роботов в доставку Эстония. Компания Starship Technologies, основанная в этой восточноевропейской стране еще в 2016 году, передала своих роботов на тестирование почте Швейцарии. В 2017 робот-доставщик Starship появился на улицах Лондона. К середине 2021 года роботы-курьеры Starship доставили более 1 млн заказов.

Эстонская компания Cleveron стала разработчиком двух моделей роботов-доставщиков — Lotte и Cleveron. Первый отличается наличием манипулятора: роборука помогает ему не просто привезти посылку или заказ в заданную точку, но и разместить ее в постамате.

Собственные роботы-курьеры есть у Amazon, Google и других крупных и небольших компаний. Международные логистические компании, например DHL, тестируют представленные на рынке модели роботов, а FedEx пробовала разработать собственных, но отказалась от проекта в 2022 году.

В России «главный» по роботам — Яндекс. По данным компании-разработчика, к сентябрю 2023 года в Москве, Ленинградской области и Иннополисе роботы уже доставили 250 тысяч заказов.

В том числе в рамках эксперимента «Почты России», который завершен в ноябре 2023 года. Он продолжался два года — с октября 2021 по август 2023 года. Только в Москве в пилотном проекте участвовали 28 почтовых отделений. За это время 36 роверов проехали почти 46,9 тысячи км, доставили 17,8 тысячи посылок. Среднее время доставки составило 40 минут, в срок клиентам передали 99% посылок.

Технологии

Работа робота-доставщика Яндекса основана на нескольких инновационных технологиях. Например, сенсорная система беспилотного доставщика еды Яндекс Ровер включает четыре типа устройств: камеры, лидары, радары и ультразвуковые датчики.

Лидары и радары, расположенные на передней части корпуса, видят объекты на среднем и дальнем расстояниях. За близко расположенные объекты отвечают ультразвуковые датчики, все вместе позволяют роботу ориентироваться в среде с высоким пешеходным и автомобильным трафиком, объезжать препятствия и т. д.

Километры пути, которые проходят роботы ежедневно, помогают нейросети получать новые данные и обучаться, а та, в свою очередь, всё лучше ориентирует роботов в пространстве. Маршруты роботов оптимизируются, они запоминают препятствия и быстрее реагируют на изменение ситуации. Например, когда на пути у робота-доставщика в Иннополисе появилась лиса, бежавшая от собаки, он сумел вовремя остановиться. В результате никто не пострадал.

Робот автономен, но в случае возникновения проблем, к управлению может подключиться удаленный оператор-человек. Он видит изображения камер, и помогает роботу выйти из сложной ситуации.

Ровер и другие: что умеет и не умеет робот-доставщик

Почти всё то же, что и курьер-человек. Робот получает заказ на складе, отвозит его по адресу, указанному клиентом, и вручает человеку. Причем ровер Яндекса может перевозить до 15 кг груза — это больше, чем курьер на велосипеде или электросамокате.

В плюс роботу и отсутствие человеческого фактора: он передвигается с примерно равной скоростью, не устает, не отвлекается, не заезжает по своим делам и не разговаривает по телефону во время движения (что негативно влияет на скорость и срок доставки).

Есть у роботов и минусы. Самый главный для клиента — необходимость спуститься к подъезду или входу в офисное здание. Роботы пока не научились подниматься по лестницам или на лифте. Кроме того, если у курьера в большинстве случаев можно просто получить заказ из рук в руки или даже забрать его под дверью, то робот не откроет крышку, пока не будет введен числовой код из приложения.

Что касается технологии, роботам тоже есть куда расти. Так, в Москве на Лесном проспекте столкнулись два робота-доставщика от сервиса «Самокат». Роботы двигались в разных направлениях и не заметили друг друга. Никто из людей не пострадал, но роверы получили повреждения.

Кроме того, иногда доставщики попадают в пробки из таких же роботов. Такой случай произошел в Иннополисе. Очевидцы сняли на видео, как на узком тротуаре встретились три робота, которые ехали в разных направлениях. Им потребовалось некоторое время, чтобы объехать друг друга.

Возникают сложности у роботов и в холодное время года. Хотя шестиколесных доставщиков переобувают в зимнюю резину, иногда они все-таки застревают в снегу. Тогда им на помощь приходят люди: выталкивают из сугроба. Вирусным в сети стало видео, на котором бабушка помогает роботу перейти дорогу в Москве.

В Москве тестируют и другого робота-доставщика. Компания «Эдкар» разработала шарообразного робота-курьера (рабочее название «Колобок»), который способен доставлять продукты и посылки с помощью технологии 5G. Диаметр пилотного образца — всего около 40 см, но разработчики уверены, что этого хватит для размещения стандартного заказа продуктов. На корпусе установлены сенсоры, благодаря которым у «Колобка» есть компьютерное зрение.

Испытания показали, что робот аккуратно обходит препятствия и умеет спускаться с тротуара. Внутри корпуса спрятан двигатель, позволяющий шарообразному курьеру развивать скорость до 15 км/ч. Он также может поворачиваться на 360 градусов и легко менять направление движения. Разработчики также встроили в корпус динамик, через который робот может попросить пешеходов уступить ему дорогу.

Пока компания «Эдкар» от тестового образца переходит к производству MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособного продукта), по сути прототипу с необходимыми функциями, что позволяет получить обратную связь у потенциальных потребителей продукта.

А бизнес что?

Во многих странах роботы уже стали привычным способом доставки на последней миле. Но нигде роботы пока не заменили людей полностью, и на то есть несколько причин.

Во-первых, пока это довольно дорогое удовольствие. Стоимость, как правило, не разглашается. Например, Яндекс не называет цену своих роверов-доставщиков. Но эксперты оценивают одну такую машину минимум в 500 тысяч — 1 млн рублей. Прежде всего, из-за высокой стоимости оборудования, в том числе лидаров.

Во-вторых, несмотря на приличную грузоподъемность (эксперимент «Почты России» показал, ровер может перевезти до 15 кг), вместимость внутреннего отсека у них относительно небольшая. Тем более такой курьер не может соревноваться ни по грузоподъемности, ни по габаритам перевозимых грузов, ни по дальности перевозки с автокурьером. Например, кузов автомобиля «Соболь NN», который часто используется на последней миле, позволяет перевозить грузы объемом до 7,8 м³.

Плюс некачественные дороги летом и снег зимой препятствуют движению роботов даже в Москве. В результате роботы ломаются. По оценке экспертов, стоимость аренды и обслуживания 36 роверов обходились «Почте России» в сумму около 24 млн рублей в год.

Эксперт по логистике Максим Губанов отмечает, что, помимо высокой цены, плохих дорог, снежных заносов, недостаточно емкой батареи, главное препятствие для распространения роботов-доставщиков в России на сегодня — отсутствие законодательной базы по регулированию сферы беспилотного транспорта. Все существующие проекты — от беспилотного Яндекс-такси в Ясенево до эксперимента с беспилотными фурами на трассе Москва — Санкт-Петербург — проходят в рамках специального правового режима. И даже в этом случае в салоне автомобиля должен находится человек — инженер-водитель.

Пока курьерам можно не опасаться: в ближайшем будущем роботы вряд ли вытеснят их с городских дорог. В более отдаленной перспективе будут решены технологические и законодательные вопросы, а цена таких машин существенно снизится. И тогда курьеров, которые недешево обходятся компаниям (зарплаты только растут) и которых всё больше не хватает, вполне могут заменить роботы.

Источник: campus

Обновлено: 31.01.2024 — 06:32