В ЦАГИ завершились аэродинамические испытания SJ-100 с российскими двигателями

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили масштабный цикл исследований модели ближнемагистрального самолета SJ-100 с российскими двигателями ПД-8. Финальным этапом стали испытания в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ. Заказчик — ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех).

Фото: Пресс-служба ЦАГИ

Программа модернизации ближнемагистрального «Суперджета» и последующая реализация новых технических решений в воздушном судне SJ-100 является приоритетным проектом современного российского гражданского авиастроения.

Как рассказали ученые, исследования проводились как на взлетно-посадочных режимах полета, так и в широком диапазоне крейсерских чисел Маха. Основной целью работ было получение материалов для уточнения банка аэродинамических характеристик на взлетно-посадочных режимах с гондолами нового отечественного двигателя ПД-8. Ими в дальнейшем заменят устанавливавшиеся ранее зарубежные SaM146.

Также определены аэродинамические характеристики модели самолета с модифицированными элементами механизации — закрылками и предкрылком. Проведено сравнение их эффективности с базовой конфигурацией.

По словам специалистов, важным вопросом стало изучение явлений неблагоприятной интерференции (взаимного влияния) в области сочленения крыла, пилона и мотогондолы. Специалисты ЦАГИ провели исследования методом мини-шелковинок для визуализации обтекания. Результаты показали, что в зоне установки мотогондолы ПД-8 такие нежелательные аэродинамические эффекты отсутствуют.

Фото: Пресс-служба ЦАГИ

«Прошедшие эксперименты завершили обширный цикл работ по исследованию аэродинамических характеристик SJ-100 с новым двигателем. В течение года эксперименты проходили в до- и трансзвуковых трубах ЦАГИ. Полученные данные используются конструкторским бюро при подготовке к летным испытаниям самолета с новым двигателем», — прокомментировал заместитель начальника отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук Иван Чернышев.

Напомним SJ-100 будет перевозить до 103 пассажиров и станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся «Суперджетов». Основные конкуренты лайнера — Embraer и Bombardier.

Всего на самолете поменяли на отечественные 40 иностранных систем и агрегатов. Прежде всего, это авионика и пилотажные приборы. «Пересадка» на свое коснулась систем кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, кислородной системы экипажа, датчиков утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси и многого другого.

Импортозамещенный самолет SuperJet-100 совершил свой первый полет

Импортозамещенный самолет SuperJet-100 совершил свой первый полет

Импортозамещенный «Суперджет» — фактически новый самолет, который собрали в короткие сроки. Фото: Пресс-служба ПАО «ОАК»/ТАСС

Первый полет опытный образец SJ-100 совершил в конце августа прошлого года. Он продлился 54 минуты: машина поднялась на высоту до 3 тыс. метров и развила скорость до 343 км в час. Летчики-испытатели проверили самолет на устойчивость и управляемость в воздухе, «проинспектировали» системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвели «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.

Для ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолета используются двигатели SaM146. Второй опытный образец — уже с отечественными ПД-8.

Источник: Российская газета

Обновлено: 30.01.2024 — 13:14